Инициатива и ответственность на каждом уровне управления. Это не роскошь, а средство передвижения организации.

Интеграция организации

Организация — это сложный организм, который живет во внешней среде и активно с ней взаимодействует. Устойчивый успех организации определяется тем, насколько её внутреннее содержание полезно для внешней среды.

Можно выделить пять ключевых уровней (форматов) организации, определяющих суть организации. Качество наполнения каждого уровня и согласованность их между собой определяют качество всей организации, её внутреннюю силу.

  • Люди. Именно они создают, развивают и разрушают организации. С одной стороны, это отдельные личности со своим мировоззрением, потребностями, эмоциями, устремлениями, образом жизни, способностями, уровнем образования, привычками, устоявшимся поведением и кругом общения. С другой, — это коллектив, курсирующий между полярными состояниями: «сплоченный и действующий как единое целое» и «разобщенный и погрязший в выяснении отношений и позиционной борьбе».
  • Бизнес-процессы. Стандартные рабочие процедуры, которые выполняются для получения заданного результата. Это те процессы, которые генерируют прибыть сегодня, сейчас. Соответственно в любой организации можно выделить ключевые виды бизнес-процессов, например: маркетинг, производство, дистрибьюция (логистика, продажи), финансово-экономические, в сфере HR.
  • Структура. Внутреннее устройство организации. Определяет характер внутреннего взаимодействия согласно формально установленных правил и «неписаных» законов. Здесь можно выделить структуру принятия решений; структура движения информации по горизонтали, вертикали, диагонали; структуру мотивации сотрудников, организационную структуру.
  • Стратегия. Видение компании. Стратегические задачи. Бизнес-планы. Стратегия определяет желаемое направление движения компании, целевые ориентиры и путь их достижения. В рамках стратегии формулируются функциональные политики компании: маркетинговая, производственная, кадровая и др.
  • Идеология. Система взглядов и идей, определяющая ценности компании, её корпоративную культуру и концепцию развития. Корпоративная культура в организации существует всегда, даже когда ей не занимаются. Идеология же сознательно формулируется и внедряется.

Обозначенные пять пунктов, своего рода, фильтры через которые надо смотреть на организацию, чтобы видеть полную картину организационной жизни. Или, говоря математическим языком, система из пяти уравнений, где верные решения — те, которые находятся на пересечении корней всех пяти уравнений.

В любой организации есть все эти пять форматов, но... Какого качества каждый из них? Соответствуют ли они друг другу? Насколько вместе они являются единой непротиворечивой системой? Осознаются ли руководителем все уровни и как он ими управляет? Ответы на эти вопросы определяют зрелость и качество организации изнутри.

Основополагающая системная задача руководителя — качественно наполнить каждый уровень, интегрировать их между собой в единый целеустремленный организационный организм и добиться результата.

Далее приведены вопросы, ответы на которые помогут руководителю более четко «обрисовать» каждый уровень.


Люди.
  • Как выглядят сотрудники компании: выражение лица, одежда? Какое общее впечатление производят люди, работающие в компании?
  • Как общаются сотрудники между собой? С клиентами? С партнерами? С конкурентами?
  • Кто ключевые люди компании? Почему именно они? Каковы их цели?
  • Кто «звезды» компании? В чем их уникальность и таланты? К чему они стремятся? Что их удерживает в компании?
  • Руководители — что они за люди? Они работают одной командой? Каждый за себя? Насколько развита клановость и позиционная борьба?
  • Кто неформальные лидеры в коллективе? Что они могут? Они работают на компанию или тянут одеяло на себя?
  • Какие сильные стороны этого коллектива? Слабые? Это команда?

Процессы.
  • В чем основной бизнес компании? Что является продуктом? Насколько четко и качественно выстроен технологический продукт производства (услуг)?
  • Что компания продает? Где продает? Кому? Как? Насколько эффективно?
  • Кто для кого в организации является внутренними клиентами? Всем сотрудникам понятна вся цепочка внутренних клиентов?
  • Какова экономическая эффективность бизнеса? Как выстроено управление финансами компании? Насколько четко? Прозрачно?
  • Как выстроена HR работа в организации? Существуют ли работающие стандарты и технологии приема, обучения, продвижения, увольнения сотрудников?
  • Насколько формализованы основные бизнес-процессы в сфере производства, дистрибьюции, финансов, HR?

Структура.
  • Как выстроена система движения информации (сверху вниз, снизу вверх, по диагонали)? Существуют коммуникационные тромбы? Где?
  • Какая система принятия решений в организации? Как и кем инициируются, вырабатываются, принимаются решения? Какова степень реализуемости принятых решений?
  • Какая формальная организационная структура компании? Какие принципы лежат в основе ее формирования (изменения)?
  • Существуют утвержденные правила организационной жизни? О них знают все сотрудники? Какие из них выполняются?
  • Какие существуют «неписаные» законы компании? Они поддерживают формальные правила или противоречат им?
  • Какая система мотивации сотрудников? Есть ли привязка в оплате сотрудников к личным результатам? Командным достижениям? Как воспринимают эту систему мотивации сотрудники?

Стратегия.
  • Каким бизнесом мы занимаемся? Каковы наши сильные стороны? Слабые? Каковы перспективы развития этой сферы рынка и где мы видим себя? Каковы наши реальные возможности? Что нам может помешать?
  • В чем уникальность нашей компании и что уникального мы предлагаем рынку? Чем мы ему полезны? Кто наши ближайшие конкуренты?
  • Какой товар мы продаем? Кто основные клиенты компании? Кто еще мог бы стать нашими клиентами? Что еще для этого необходимо сделать?
  • Какой мы видим компанию в будущем? Изнутри? Снаружи?
  • Как мы этого будем добиваться? Каковы основные принципы маркетинговой, финансовой, кадровой, производственной политики? Каковы наши ближайшие цели? Кем, когда они будут реализованы? Сколько это будет нам стоить? Когда окупится?

Идеология.
  • Каковы основополагающие ценности компании? Они прописаны? Насколько в реальности они считываются с поведения сотрудников?
  • Как формируется корпоративная культура компании: по принципу «что выросло, то выросло» или целенаправленно?
  • Кто источники и главные носители идеологии в компании? Зачем им это? Как сотрудники относятся к идеологии?
  • Насколько идеология помогает или мешает результативности компании и её эффективному развитию? Идеология объединяет людей и организацию в целом?
  • Какие элементы корпоративной культуры (легенды, традиции, символы, ритуалы) стали неотъемлемой частью имиджа компании?

На эти вопросы нет однозначно правильных ответов. Каждая организация отвечает на них по-своему. Главное, чтобы эти ответы были и не противоречили друг другу.

Качественное наполнение и сведение воедино усилий по каждому уровню позволяет организации быть цельной. Интегрированная изнутри, организация способна развиваться.

Актуальное

 — Материалы — Статьи — Интеграция организации

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

mail@chirkovoleg.ru

Мои страницы
в соцсетях
Сделано — Roman Efimoff