Развитие лидерства
Важнейшим механизмом организационных преобразований является развитие лидерства, интегрирующего силу личности, синергию команды и возможности рынка. Распределенное по всем уровням организации, такое лидерство способно вдохновить людей и наполнить организацию энергией достижения.
Лидерство предполагает наличие лидера и его последователей, движущихся к определенной важной и значимой для них цели. Это процесс добровольного взаимодействия для достижения результата. Лидерство компании на рынке определяется многими факторами, но формируется оно изнутри.
Интегральное лидерство
- Время, когда лидерство, обеспечивающее успех, было сосредоточено на самом верху, уходит. Сегодня успешными становятся компании, где лидерство органически вплетено в ткань всей организации: является ценностью корпоративной культуры компании, распределено по всем уровням иерархии, считается необходимой компетенцией руководителя любого уровня, становится стратегическим ориентиром развития компании. При этом, происходит интеграция харизматического и командного стилей лидерства.
- Интегральное лидерство требует целостности и прозрачности системы управления, высокой степени децентрализации, делегирования и взращивания внутренней предпринимательской среды. Фокусом внимания становится личность и команда.
- Основной тезис – каждый руководитель должен быть лидером своей команды. Лидерство становится распределенным. Основной стиль управления – со-лидерство. Топы должны быть мета-лидерами. Все это, конечно, не отменяет менеджмента, но наполняет его новым качеством – уход от авторитарности, акцент на раскрытие внутреннего потенциала личности и осознанность, культивирование предпринимательства и сотрудничества внутри организации.
- Лидеры – агенты и проводники прогрессивных преобразований в компании, они локомотивы развития компании. Для развития компании необходимо лидерство в каждой точке принятия решений. При этом важно, чтобы все эти лидеры были единой командой, действовали в единой русле и взаимодополняли друг друга.
Селекция лидерства
- Найти лидеров, вырастить их в компании должно стать важной корпоративной задачей. Необходимо разработать корпоративную модель лидерства, понятную сотрудникам. Положить эту модель в основу кадровой политики с внятными критериями формирования и продвижения кадрового резерва.
- Внутри компании необходимо создать пространство диагонального взаимодействия и внеиерархической инициативы при четких правилах корпоративного общения. Это даст возможность проявить и показать себя сотрудникам.
- Для привлечения лидеров извне необходимо построить сильный HR бренд. Возможности обучения, продвижения, самореализации, грамотная система KPI привлекают потенциальных лидеров.
Обучение & развитие
- Формирование лидерства внутри компании начинается с персонального лидерства первого лица и его команды. Личный пример руководителя заразителен. Чем выше позиция руководителя, тем осознаннее должно быть его развитие как лидера.
- Лидерство должно быть осознано и глубоко интегрировано в личностное развитие руководителя (ценности, цели, образ жизни, компетенции, окружение). Лидер – это, прежде всего, Личность, находящаяся в глубоком резонансе с собой. Дальше – наращивание компетенций, через опыт, коучинг, обратную связь коллекг, тренинги, семинары, книги.
- Основным способом развития лидерства в компании должны быть не тренинги и семинары, а проекты. Необходимо ввести обязательную процедуру комплексной обратной связи по завершению проектов.
Наставничество
- Наставничество обеспечит преемственность в компании и поможет сотрудникам быстрее и полнее раскрыть лидерский потенциал. Необходимо развивать работу руководителей с сотрудниками в стиле «коучинг».
- Наставник должен вовлечь сотрудника в процесс развития, помочь сотруднику увидеть свои сильные стороны, возможности. Важно помочь поверить в себя и нарастить осознанность.
- Наставничество может стать мягкой формой аттестации: помощь сотруднику в формировании «индивидуального плана развития», промежуточный мониторинг, контроль взятых обязательств.