Инициатива и ответственность на каждом уровне управления. Это не роскошь, а средство передвижения организации.

Управление по ценностям

У каждого человека есть свои ценности и убеждении — взгляды на мир, формирующие мышление. Именно эти взгляды лежат в основе наших поступков.

Когда же мы говорим о компании, о необходимости её устойчивой результативности, осознанный выбор и принятие сотрудниками корпоративных ценностей — залог эффективного управления организацией.


Ценности.

Ценности — это основополагающие ментальные установки относительно себя, других, взаимоотношений, бизнеса и мира в целом. Как правило, изначально, основатели привносят в организацию свои личные представления «о добре и зле». Со временем и другие ключевые руководители (топы компании, ее неформальные лидеры), сознательно или нет, оказывают своё влияние на организацию, формируя уникальную корпоративную идентичность — ЛИЧНОСТЬ организации.

Такая личность имеет свой характер, свой образ мышления, устоявшиеся паттерны мышления, стратегии принятия решений и привычные способы действий. Развивать такую личность сложно, воздействуя лишь на поверхностные поведенческие черты, необходимо влиять на ментальные установки — ценности компании.


От корпоративной культуры к корпоративной идеологии.

Идеология — это система взглядов и идей, определяющая ценности компании, её корпоративную культуру, видение и концепцию развития. Идеология сознательно создается руководством как инструмент управления и развития организации. Посмотрите на цели компании, под ними всегда можно отыскать ценности.

В отличие от идеологии, культура формируется стихийно, и скорее всего не осознается руководством и сотрудниками. А значит — ей не управляют, при этом она незримо стоит за целями компании, влияет на организационное устройство и бизнес-процессы, формирует коллектив и мышление сотрудников.

Сформировавшаяся стихийно корпоративная культура на определенном этапе развития организации, скорее всего, способствует успеху на рынке (иначе компания уже давно бы умерла). Однако как долго это будет продолжаться, никто не скажет — внешняя среда изменчива и непредсказуема.

И вот когда базовые установки руководства и компании начинают мешать эффективному развитию, увидеть это и понять бывает не просто. Если проблемы не решаются на уровне отладки бизнес-процессов, реструктуризации и формулировании новой стратегии, то, скорее всего, корневые проблемы лежат в мировозренческой плоскости. Ведь ценности и убеждения, как у человека, так и у организации меняются очень медленно.

Поэтому рано или поздно организации подходят к необходимости формулирования и реализации корпоративной идеологии. И вот здесь важно грамотно провести своего рода ценностный аудит: выявить какие установки необходимы компании, какие мешают? И далее смоделировать идеологию, адекватную ситуации и уже сложившейся корпоративной идентичности.

Трансформация устоявшейся корпоративной культуры и внедрение новой идеологии крайне болезненный процесс, который обязательно сопровождается сопротивлением. Чем более чуждыми кажутся новые ценности и чем жестче они навязываются, тем сильнее может быть сопротивление сотрудников, явное или скрытое.


Как снизить сопротивление.

Чтобы понизить стресс от нововведений и повысить шансы на то, что новая идеология приживется, необходимо:

  1. осознание коллективом необходимости и неизбежности перемен. Среди сотрудников должно превалировать настроение «так дальше жить нельзя»;
  2. участие в выработке новой идеологии ключевых людей компании, по возможности;
  3. учет уникальности компании, её истории, сильных сторон, рыночной ситуации при создании новой идеологии;
  4. формирование широкой коалиции перемен;
  5. последовательность и конгруэнтность действий лидеров изменений.


Этапы внедрения идеологии.

  1. Диагностика корпоративной культуры организации.
  2. Обсуждение сделанных выводов с первым лицом компании, идеологическое моделирование.
  3. Формирование ядра команды изменений.
  4. Ценностный аудит, формулирование идеологии компании.
  5. Создание коалиции перемен.
  6. Внедрение корпоративной идеологии через системные организационные преобразования {идеология, стратегия, структура, процессы, сотрудники}.
  7. Закрепление системных эффектов и создание механизмов самообновления.


Превращение компании в монолит.

Грамотная сбалансированная идеология способна стать «клеем», связывающим стратегию, организационный порядок, бизнес и людей в единый сознательно целеустремленный организм.

Процесс отбора и продвижения сотрудников, учитывающий корпоративные ценности, позволит собирать команду единомышленников с разными психотипами и компетенциями.

Идеология должна способствовать разрешению объективных противоречий между стратегией и тактикой, личными интересами и корпоративными, между управляемостью и инновационностью.


Управление развитием на основе ценностей.

Идеология должна быть достаточно гибка, чтобы собрать и удерживать вместе людей с разными талантами и позволять организации приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

В идеологию еще на этапе проектирования необходимо заложить ген самообновления, который должен быть далее реализован в стандартных управленческих процедурах.

Необходимо особое внимание уделить развитию лидерства внутри компании и привлечению перспективных руководителей извне.

Итак, управление по ценностям — это разработка и внедрение в практику организационной жизни корпоративного мировоззрения, способствующего процветанию компании и сотрудников в долгосрочной перспективе.

Корпоративная идеология не существует сама по себе, отдельно от людей и организационных процессов. Именно по тому, насколько идеология принимается сотрудниками, насколько они руководствуются ценностями, заложенными в ней, насколько эта идеология врастает в организационную жизнь реально, а не только бумажно, и как идеология влияет на экономические показатели компании — все это и определяет качество и результативность управления по ценностям.


Еще почитать о корпоративных ценностях компании можно здесь: «Корпоративные ценности: вопросы, на которые надо ответить»

Еще некоторые мои размышления на эту тему: «Корпоративные ценности» и «Про ценности»

Актуальное

 — Материалы — Статьи — Управление по ценностям

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

mail@chirkovoleg.ru

Мои страницы
в соцсетях
Сделано — Roman Efimoff